Руководство Белорусской Православной Церкви с самого начала военной агрессии России против Украины ведет себя достаточно сдержано — следуя гибкому курсу, который в отношении этой темы избрал для себя и белорусский режим. Среди духовенства и верующих есть достаточно заметная, насколько это возможно в условиях жесткого авторитарного режима, часть, которая различными способами выступает с антивоенных позиций – участвуя в совместных акциях, помогая украинским беженцам, молясь за мир и говоря проповеди против войны. Такая деятельность не поощряется руководством церкви, а часто ее участники или мнимые участники становятся объектом преследований со стороны властей, подвергаясь задержаниям, штрафам, арестам и пыткам. Кроме этого есть незначительная, но очень активная группа верующих и духовенства, которая активно поддерживает российскую агрессию через распространение пропагандистских нарративов, а также прямую помощь российской армии, и центром деятельности этой группы является Свято-Елисаветинский монастырь.
Руководство БПЦ: умеренно проророссийские
Среди епископов БПЦ только один из них — бывший архиепископ Гродненский Артемий (Кищенко), уволенный на покой из-за своей гражданской позиции в июня 2021 года – высказался против войны открыто и недвусмысленно, заявив в интервью независимому проекту «Вера+», что оценивает позицию руководства РПЦ, в частности Патриарха Кирилла, по отношению к войне как «не от Духа Святого»[1]. Однако обстоятельства этого интервью — утрата архиепископом Артемием к тому моменту своего официального статуса, незначительное медиа-присутствие проекта «Вера+», формат интервью и сами почти односложные формулировки позиции — не позволили этому заявлению оказать хоть какое-то влияние на антивоенную повестку и практически остались незамеченными.
Остальные — действующие — епископы высказывались достаточно нейтрально, несмотря на то, что верующие Украинской Православной Церкви просили представителей БПЦ выступить против войны. Так например, духовенство Ровненской епархии, обращались к БПЦ с криком о помощи: «Просим, умоляем вас не молчать и обратиться к главе вашей православной церкви и Президенту вашей страны, чтобы не допустить убийства украинского народа»[2]. Представители Сарненско-Полесской епархии УПЦ просили митрополита Минского Вениамина, епископат БПЦ и верующих Беларуси: «обратиться к Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко, к своим мужьям и сыновьям, с просьбой, чтобы они не пересекали границы нашего Государства и не убивали своих братьев по вере»[3].
Митрополит Вениамин в своем первом сообщении по теме назвал вооруженную российскую агрессию «ситуацией в Украине»[4], и от имени Белорусской Православной Церкви призвал «сделать шаги навстречу друг к другу» и «помнить о единой купели Крещения, нашем общем духовном наследии, наших святых», отметив, что война является «семейным конфликтом».
Позиция руководства БПЦ в отношении войны в Украине является амбивалентной, но больше склоняется к пророссийской.
С одной стороны, в Белорусской Православной Церкви, в отличие от епархий РПЦ в России, не читается ставшая камнем преткновения «Молитва о Святой Руси», введенная патриархом Кириллом в сентябре 2022 года (во время мобилизации в России), где содержались прошения о победе. за отказ от чтения которой и за изменение текста которой несколько священников в России были лишены сана (свящ. Иоанн Коваль[5], свящ. Алексей Уминский[6], священник Андрей Кудрин[7]) или были запрещены в священнослужении (свящ. Алексей Втулов[8]). Вместо этого, в рамках Белорусской Православной Церкви была составлена отдельная молитва, в которой не было упоминания о врагах, которые «ополчилися на Святую Русь», а также прошения о «победе»[9]. Иногда Митрополит Вениамин позволяет себе читать вместо «Молитвы о Святой Руси» молитву о мире, приписываемую преп. Силуану Афонскому, в котором нет слов о врагах, победе, России или Украине — но только о Духе Святом и примирении. Более того, белорусские священники из Минской епархии, подвергшиеся аресту белорусскими властями за свою проукраинскую или антивоенную позицию, продолжают служить без серьёзных церковных прещений – священника Дионисия Коростелева, который помолился за защитников Украины и был арестован, митрополит отстранил от служения временно[10].
С другой стороны, Митрополит Вениамин активно продвигает кремлевские нарративы и поддерживает деятельность пророссийских активистов. Так, например, известно, что протодиакон Минского Свята-Петро-Павловского собора Максим Логвинов, гражданин Российской Федерации, добровольцем ушел на фронт в составе вооруженных сил этой страны[11]. Выступая на мероприятии Белорусского Красного Креста[12], членство которого Международный Красный Крест с 1 декабря 2023 приостановил в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в связи с невыполнением требований о снятии с Дмитрия Шевцова, который во время поездок на Донбасс якобы с гуманитарной миссией имел на рукаве нашивку с буквой «Z», нарушая таким образом базовый принципом международного движения Красного Креста – нейтральность. Митрополит Вениамин также выступал на т. наз. II Международном антифашистском конгрессе, организованном Минобороны РФ, где заявлял заявил, что «искусственно прикрываясь лозунгами демократии, прав человека, [в мире] поощряется современный нацистский режим, в том числе и в Украине»[13]. Также предстоятель Белорусской Церкви еще до начала полномасштабной агрессии привечал одиозных личностей, таких, как например, Петр Шапко, руководитель военно-патриотического центра «Казачий Спас», директор магазина «Военград», который согласно расследованию «Информнапалма» занимался в Беларуси вербовкой и подготовкой наемников для «ДНР»[14]. С политинформацией обращался руководитель БПЦ к подчиненным ему священникам – на собрании духовенства Минской епархии, которое состоялось 16 декабря 2022 года он посвятил свой доклад геополитическому противостоянию Запада, главным образом, США, против России, результатом которого и является война в Украине.
Священство и миряне БПЦ: многие против войны и за Украину, несмотря на репрессии
В публичное пространство редко попадает информация о том, какие настроения разделяет священство и миряне Белорусской православной церкви по поводу войны в Украине. Главной причиной этого является ситуация жестких репрессий в стране – аресту и заключению можно подвергнуться даже просто за флажок на аватарке в фейсбуке, быть избитым и вынужденным сниматься в унизительных «покаянных видео» – одного священника для такого видео даже оставили без одежды, чтобы показать татуировку в виде герба «Погоня» на его теле.
Группа «Христианская визия» ведет мониторинг преследований белорусских христиан, и зафиксировала целый ряд случаев, когда священники[15] и церковные активисты подвергались арестам и другим формам репрессий. Далее опишем несколько причин, за которые священники и верующие подвергались преследованиям.
1) Предполагаемое участие в антивоенной акции. Священник Михаил Маруго из Минска, который оказался 28 февраля 2022 года на Минском железнодорожном вокзале во время проведения антивоенной акции, держа в руках букет цветов, Был задержан и арестован на 13 суток, подвергался избиениям и пыткам в Изоляторе временного содержания в г. Жодино.
2) Проповедь с антивоенным мотивом. История священника Владислава Богомольникова из Минска поражает жестокостью силовиков и христианской стойкостью преследуемого священника, задержанного после того как 28 августа 2022 года, на праздник Успения Богородицы, в проповеди сказал антивоенные слова. 1 августа его брутально задержали, выломав дверь в квартиру, и началась “карусель” арестов общей протяженностью 100 суток на Окрестина. Он вышел оттуда, похудев на 30 килограмм. Силовики угрожали[16], что священника преследуют якобы за сбор средств для нужд Вооруженных сил Украины, а также что священнику может грозить уголовное преследование по ст. 361-1 УК (Создание экстремистского формирования либо участие в нем). От сокамерников Богомольникова было известно, что условия содержания в изоляторе фактически являются пытками и бесчеловечным, унижающим достоинство обращением: скученность в камере, где количество людей в несколько раз превышает вместимость, запрет на все виды передач, включая одежду, средства гигиены, лекарства и витамины, корреспонденцию, плохое отопление и вентиляция в камере, круглосуточно горит электрический свет, нет оборудованных спальных мест, матрасов, постельного белья. Представьте, что такое 100 дней не иметь возможности помыться, сменить одежду и бельё. Богомольников в заключении перенес коронавирусную и бактериальную легочную инфекции, страдал от постоянного тяжелого кашля. Все заключенные были вынуждены спать на полу, завернувшись в верхнюю одежду, в которой были задержаны. Представьте, что священник был задержан в августовскую жару, а вышел из заключения уже зимой – только осенью ему удалось передать куртку. 9 декабря в отношении Богомольникова было возбуждено уголовное дело по ст. 342 Уголовного кодекса (массовые беспорядки), он был взят под стражу, а 19 декабря 2022 года выпущен под подписку о невыезде.
3) Молитва за Украину. Священник Дионисий Коростелев из Минска был задержан в январе 2023 года за то, что на молебне прочитал записку «за защитников Украины». На него обрушилась пропаганда, его заставили сняться в «покаянном видео» и он провел в заключении 14 суток, подвергаясь пыткам.
4) Украинское гражданство. Священник Игорь Ковальчук, из г. Рогачева, Гомельская область, был задержан за то, что является гражданином Украины. В начале февраля 2024 года, после возвращения из поездки в Италию, был задержан, его телефон был проверен, обнаружены подписки на «экстремистские» ресурсы, за что он дважды подряд отбывал аресты по 15 суток, подвергался давлению со стороны силовиков и вынужден был уехать из Беларуси.
5) Участие в антивоенной молитве. Преследованиям подвергаются и миряне – пятеро православных женщин были задержаны после вечерней службы 3 марта 2022 года в Минском кафедральном соборе, куда они пришли помолиться Богородице о защите молодых белорусских парней, их сыновей, чтобы их не отправили на войну в Украину. В тот день силовики окружили собор и снимали на камеру каждого, кто заходил туда помолиться.
6) Антивоенные песни. В июне 2023 года стало известно о задержании православной композиторки Ольга Миненкова, руководительницы Народной студенческой хоровой капеллы Белорусского государственного университета. После начала полномасштабной российской агрессии она написала и исполняла вместе со своим хором целый ряд антивоенных песен, в том числе и на официальных мероприятиях. Ее задержание прошло после провокации в социальных сетях, когда она ответила отказом на приглашение выступить с хором на оккупированных Россией территориях[17].
7) Публикации в интернете. 8 ноября 2022 года был задержан Олег Нагорный, белорусский православный верующий и публицист, учился в Минской духовной семинарии и сотрудничал в разных проектах с БПЦ. Публиковал антивоенные тексты и тексты, изобличающие Z-идеологию. Ему было назначено административное взыскание в виде ареста сроком на 15 суток по ст. 19.10. КоАП (Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики). Подвергался пыткам и унижающему человеческое достоинство и религиозную свободу обращению, был вынужден уехать из Беларуси.
8) Комментарии в чатах. 20 июня 2024 года стало известно о задержании православного певчего Кейты Даниэля-Ландсея, православного певчего. Его брутально задержали за комментарии в чатах, где он негативно высказывался в том числе об агрессии России против Украины.
Эти отдельные случаи являются видимой частью айсберга того, что происходит скрыто и не попадает в публичное поле. Однако как отметила на собрании духовенства Минской епархии в конце 2023 года Ольга Чемоданова — начальница главного управления идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома — антивоенные и проукраинские настроения в православной среде беспокоят белорусские власти. Чемоданова отметила, что власти ведут мониторинг молитв и проповедей, которые звучат в белорусских храмах, и в рамках этого мониторинга она отметила, что православные священники молятся за Украину[18].
Важную роль начинают играть также и белорусские православные в диаспоре — многие священники и активные миряне, вынужденные уехать от риска преследований в свободные страны, становятся публичным голосом белорусского православия.
Свято-Елисаветинский монастырь – центр поддержки российской агрессии
Свято-Елисаветинский монастырь в городе Минске – это корпорация, состоящая из религиозной общины, медиа-ресурсов, религиозной и идеологической направленности, сети коммерческих предприятий, которые занимаются производством продукции церковного и нецерковного назначения, а также их продажей внутри Беларуси, в России и в странах дальнего зарубежья. Структура этой корпорации достаточно сложная, большая часть работы ведется в теневом секторе, в эту работу одним или другим образом включены тысячи человек — это монахини, “белые сестры”, сотрудники мастерских, предприятий и отделов, жители фермерских хозяйств, участники хоров, волонтеры и прихожане.
Ежемесячные денежные обороты составляют несколько миллионов евро. Из этих денег финансируются зарплаты сотрудникам монастыря и его организаций, покупается и строится недвижимость, а также реализуются медиа-проекты. Официально монастырь и его организации, по данным белорусских расследователей[19], владеет 300 гектарами земли. Большинство имущества монастыря оформлено на частных лиц — доверенных монахинь или членов «Православного сестричеству в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы». Как религиозная организация, Свято-Елисаветинский монастырь, освобожден от налогов и сборов, в том числе не платит налогов и за свою коммерческую деятельность.
Значительную часть средств — как в качестве прибыли, так и в качестве пожертвований — монастырь получает от зарубежных продаж собственной продукции, а также перепродавая под видом монастырских китайские товары, купленные на оптовых подмосковных рынках. Некоторые товары, производимые монастырём, могут иметь высокое качество и даже быть произведениями искусства, некоторые быть опасными для употребления — по свидетельствам бывших и нынешних работников на ряде производств наблюдается нарушение технологий производства и санитарно-эпидемиологических норм, поэтому товары могут быть вредны и опасны для здоровья. Значительная часть товаров не имеет сертификатов качества. Только некоторые из коммерческих структур, например, издательство, частично существует в легальных рамках, и через него проходит часть «чистых» средств.
Оплата за товары поступает преимущественно наличными деньгами и эти деньги остаются в теневом секторе, никакой финансовой прозрачности в монастыре нет ни для сотрудников, ни для государственных органов, поэтому реальные масштабы финансового оборота возможно оценивать только по косвенным признакам.
Заграницей у Свято-Елисаветинского монастыря существует как минимум две организации, через которые проходит часть оборота финансовых средств — это Fundacja Galeria JELISAVIETA w Hajnówce, Poland[20], а также Förderverein „Freunde des Hl. Elisabeth Klosters“, Berlin, Germany[21].
Социальные проекты, как правило, находятся на самоокупаемости, как например, подворье для тех, кто освободился из заключения, страдает алкогольной и наркотической зависимостью — эти люди живут на территории деревни Лысая Гора, и работают там на фермерском хозяйстве, которое покрывает их содержание. При этом никакой реабилитации они не проходят. Насельники подворья мобилизуются к участию в различных идеологических мероприятиях, таких, как крестные ходы на 9 мая с российскими флагами и флагами с Z-символикой.
Некоторые социальные проекты являются фейковыми — например, часть мастерских по производству товаров оформлены как «учебные классы» для людей с ограниченными возможностями, находящиеся в двух домах трудолюбия на ул. Липовая в поселении Цна под Минском. По факту в этих зданиях находятся значительные производства — от 20 до 30 различных мастерских, самые крупные из которых это производство керамики, швейное производство, издательство, мозаика. На площадях бывшего завода телевизоров «Горизонт» находится большое производство косметики.
Время от времени волонтеры из Свято-Елисаветинского монастыря посещают учреждения здравоохранения, в том числе республиканский центр психического здоровья, а также психоневрологический интернат. Частично эти посещения представляют собой рынок сбыта товаров из Свято-Елисаветинского монастыря — больным продают иконки, книжки, святую воду, масла. Нередки случаи, когда сестры, не имеющие надлежащего богословского и медицинского образования, дают людям советы по их лечению, поощряют отказы от медицинских процедур. Частично, когда волонтеры посещают больных детей или проживающих в интернате, они сами на свои средства покупают подарки или необходимые вещи, монастырь финансовой помощи в этом служении не оказывает, хотя пожертвования на таковую собирает. Насельники психоневрологического интерната, по договоренности с его руководством, участвуют в идеологических мероприятиях Свято-Елисаветского монастыря[22].
«Христианская визия» сделала попытку провести анализ деятельности монастыря в сфере взаимодействия с уязвимыми группами, поговорив с участниками и участницами, нынешними и бывшими, участвующими в подобном служении. Они отмечали не только систематические непрофессионализм, злоупотребления и манипуляции в отношении подопечных со стороны монастыря, но также и очень плохое отношение в монастыре к волонтерам, участвующим в социальной деятельности — «использовать и выбросить»[23]. Во время подготовки данного материала участники «Христианской визии» столкнулись с тем, что многие волонтеры остались глубоко травмированными своим опытом взаимодействия с монастырём, они неохотно разговаривают о своем опыте в монастыре, что свидетельствует о глубокой травме.
Но самое главное — Свято-Елисаветинский монастырь является одним из центров поддержки российской агрессии в Украине как в смысле пропаганды, так и в смысле материального обеспечения российской армии. Другой белорусский центр поддержки агрессии — ставропигиальный монастырь Рождества Богородицы под руководством одиозной игумении Гавриилы (Глуховой), в котором учащиеся воскресной школы пишут письма поддержки российским солдатам на фронт[24] и возносятся многолетия за «Главнокомандующего Путина»[25], на этом фоне просто блекнет.
Для людей в России и Беларуси это не секрет — достаточно просто послушать пару речей духовника монастыря прот. Андрея Лемешонка, где он с недвусмысленно с симпатией высказывается о Путине и в поддержку российской агрессии, посмотреть основной ютуб-канал монастыря с отчетами о мероприятиях и концертах и его русскоязычные соцсети — фото с российскими флагами и Z-символикой, объявления о денежных сборах на различные нужды российской армии, детей с оружием и т.д. Чтобы получить впечатление, можно посмотреть фотографии из центра Ковчег на праздник, приуроченный к началу российской агрессии с триколорами и Z-флагами[26] или дети с оружием[27].
А вот на зарубежных страницах по-французски, по-английски, по-немецки и других языках — духовные изречения, жития святых, описание «социальной деятельности», добрые душевные интервью с людьми из монастыря, каталоги товаров. Вся же деятельность в поддержку российской армии и российской агресссии от зарубежных читателей тщательно скрывается, поскольку может повредить репутации, а это значит и финансовым оборотам монастыря.
После того, как высшие органы католической церкви во Франции запретили своим приходам, монастырям и организациям какое-либо сотрудничество со Свято-Елисаветинским монастырём в апреле 2024 года, его настоятельница, сестра Ефвросиния Лаптик направила в католические организации письмо[28], в котором отрицала любую помощь российской армии, утверждая, что это якобы ложь и дискредитация.
Однако группа «Христианская визия» ведет постоянный мониторинг деятельности Свято-Елисаветинского монастыря, собирая подтвержденные факты покупки для армии автомобилей[29], дронов[30], атидроновых систем[31], бесшумных квадрациклов[32], плетения маскировочных сетей и т.д. Множество фактов с подтверждающими ссылками были опубликованы в рамках специального проекта «Христианской визии» в статье «Свято-Елисаветинский монастырь: открывая правду»[33]. Кроме того, монахиня Александра (Ляхова), которая координирует эту деятельность монастыря, признаётся, что помощь в покупке и доставке средств для российской армии оказывают через Свято-Елисаветинский монастырь и из Германии[34]. Она также делится схемами оказания помощи — импорта предметов из заграницы, покупки нужных заказов в Беларуси и передача их в Москву в группу по координации помощи армии, которой руководит монахиня Евгения (Цивцивадзе) либо же перевод денежных средств для покупки нужных вещей на месте[35]. Из последних заказов — Александра Ляхова просила волонтера, которым оказался журналист канала “Белсат” при возможности найти бесшумный квадроцикл[36], которые активно используются на войне в Украине для боевых диверсионных задач и эвакуации раненых с поля боя. Также монастырь собирает 6800 тысяч евро на новый автомобиль для поездок на оккупированные территории[37].
В Европе монахини монастыря, «белые сестры» и братья занимаются не только сбором средств. Они сами признаются, что проводят там пропагандистскую деятельность, продвигая российские нарративы относительно войны[38]. В поездках представители монастыря активно общаются с теми, кто поддерживает Путина[39]. Известно также, что в странах Европы, в частности, в Германии, есть те, кто пытается помогать монастырю добывать различные необходимые для армии товары, например, противоожоговые препараты[40]. Недавно выяснилось, что водитель, который возит в зарубежные поездки монахинь Минодору (Татьяну Гвоздь) и Нимфодору (Ольгу Карпович), имеет отношение к белорусскому Комитету государственной безопасности[41].
Когда о подобной деятельности Свято-Елисаветинского монастыря становится известно, это приводит к двум параллельным процессам: с одной стороны, благодаря их политической позиции и поддержке российской армии, их начинают еще больше финансово поддерживать те граждане иностранных государств, которые разделяют такое политическое видение, и Свято-Елисаветинский монастырь становится в условиях санкций единственным (полу)легально возможным способом каким-то образом поддерживать пророссийскую пропаганду и деятельность.
С другой стороны, те, для кого подобная деятельность недопустима, кто понимает о происходящих в монастыре злоупотреблениях, перестают каким-либо образом сотрудничать со Свято-Елисаветинским монастырём: так с монастырём разошелся координатор их деятельности в Великобритании Стив Лейси (Steve Lacey)[42]. Централизовано запрещать своим организациям сотрудничать с монастырём стали французские католики[43]. Организаторы рождественских ярмарок в ряде городов Европы также отказываются принимать у себя лавки монастыря: так им было отказано в Винчестере (Великобритания)[44].
Есть еще и третья большая группа – тех, кто пока не владеет информацией и не может принимать обоснованные решения, поэтому помогает монастырю, считая, что помогает нуждающимся и уязвимым группам в Беларуси. Стратегию меняет и монастырь – сестры говорят, что якобы оказывают помощь украинцам — как это было в Дублине, где сестры утверждали, что возят гуманитарную помощь в Украину[45], отрицают поддержку российской агрессии — примером здесь может быть письмо игумении Евфросинии (Лаптик), разосланное французским приходам и организациям,[46] либо просто скрывают свою принадлежность к монастырю, как это было в Ченстохове в сентябре 2023 года[47].
Заключение
Белорусская православная церковь по отношению к войне в Украине в своих различных слоях отличается позициями. Наблюдается определенная закономерность – те, кто в событиях несостоявшегося демократического транзита в 2020 году занимал позицию за перемены, за честные выборы, против насилия, беззакония и репрессий, также являются противниками войны и выражают солидарность с украинским народом. Те же, кто стал основными акторами поддержки режим Лукашенко, являются теперь сообществами поддержки и российской агрессии. Тем не менее, если внутрицерковные преследования в результате политического кризиса в Беларуси затронули широкие круги священства и мирян, проявляющих нелояльность к режиму Лукашенко, — это были переводы на другие приходы, увольнения, угрозы; то как правило за антивоенные действия и высказывания преследований по церковной линии почти не наблюдается.
[1] https://veraplus.org/2022/08/14/interview-vladyka-artemij/
[2] https://web.archive.org/web/20220426193918/https://rivne.church.ua/2022/03/02/duxovenstvo-chernectvo-ta-viryani-napisali-zvernennya-do-svyashhennikiv-ta-viryan-biloruskoji-pravoslavnoji-cerkvi/
[3] https://sarny.church.ua/2022/03/03/zvernennya-do-duxovenstva-i-miryan-respubliki-bilorus/
[4] https://t.me/BelExarchate/1502
[5] https://shaltnotkill.info/rev-ioann-koval-russian-orthodox-church-moscow/
[6] https://shaltnotkill.info/archpriest-alexey-uminsky-russian-orthodox-church-moscow/
[7] https://shaltnotkill.info/priest-andrey-kudrin-russian-orthodox-church-moscow/
[8] https://shaltnotkill.info/rev-alexey-vtulov-russian-orthodox-church-podolsk-district-moscow-oblast/
[9] https://t.me/christianvision/3821
[10] https://t.me/christianvision/3045
[11] https://t.me/christianvision/3202
[12] https://t.me/shaltnotkill/5867
[13] https://www.belta.by/society/view/mitropolit-veniamin-prikryvajas-lozungami-demokratii-zapad-pooschrjaet-sovremennyj-natsistskij-rezhim-583195-2023/
[14] https://informnapalm.org/15874-voyny-russkogo-myra-v-belarusy/amp/
[15] https://belarus2020.churchby.info/persecuted-belarusian-clergy/
[16] https://t.me/christianvision/2798
[17] https://t.me/christianvision/3348
[18] https://t.me/christianvision/3641
[19] https://buromedia.io/en/investigations/svyaschennaya-bukhgalteriya
[20] https://bip-sthajnowka.wrotapodlasia.pl/ewidencjastowarzyszenzwyklych/mapa_aktywnoci_fundacji/fundacja-galeria-jelisavieta-w-hajnowce.html
[21] https://hl-elisabeth-erben.org/
[22] https://t.me/christianvision/3832
[23] https://stopsem.churchby.info/use-and-throw-away-what-is-hiding-behind-the-facade-of-social-activities-of-the-st-elisabeth-convent/
[24] https://t.me/christianvision/3789
[25] https://t.me/christianvision/2705
[26] https://stopsem.churchby.info/the-concert-we-do-not-abandon-our-own/
[27] https://obitel-minsk.ru/smotret/foto/2024/den-pobedy-v-nashem-monastyre
[28] https://t.me/christianvision/3847
[29] https://stopsem.churchby.info/how-the-elisabeth-monastery-paid-for-the-fleet-of-vehicles-to-the-russian-occupiers/
[30] https://stopsem.churchby.info/minsk-st-elisabeth-convent-revealing-the-truth-ru/#_ftn33
[31] https://stopsem.churchby.info/st-elisabeth-monastery-buys-anti-drone-guns/
[32] https://stopsem.churchby.info/nun-alexandra-lyakhova-confirmed-that-she-is-organizing-fundraisers-for-the-russian-military/
[33] https://stopsem.churchby.info/st-elisabeth-convent-minsk-belarus/
[34] https://stopsem.churchby.info/nun-alexandra-lyakhova-confirmed-that-she-is-organizing-fundraisers-for-the-russian-military/
[35] https://stopsem.churchby.info/nun-alexandra-lyakhova-confirmed-that-she-is-organizing-fundraisers-for-the-russian-military/
[36] https://stopsem.churchby.info/nun-alexandra-lyakhova-confirmed-that-she-is-organizing-fundraisers-for-the-russian-military/
[37] https://stopsem.churchby.info/примерно-такая-как-на-фото-минский-м/
[38] https://stopsem.churchby.info/the-convent-admitted-waging-an-information-war-in-europe/
[39] https://stopsem.churchby.info/the-convent-admitted-waging-an-information-war-in-europe/
[40] https://stopsem.churchby.info/nun-alexandra-lyakhova-confirmed-that-she-is-organizing-fundraisers-for-the-russian-military/
[41] https://t.me/christianvision/3933
[42] https://belarus2020.churchby.info/it-reminds-me-of-isis-the-briton-talks-about-his-collaboration-with-the-st-elizabeth-convent/
[43] https://stopsem.churchby.info/the-convent-admitted-waging-an-information-war-in-europe/
[44] https://www.hampshirechronicle.co.uk/news/23139443.winchester-cathedral-christmas-market-russian-linked-stall-banned/
[45] https://t.me/christianvision/3744
[46] https://t.me/christianvision/3847
[47] https://belsat.eu/ru/news/03-09-2023-svyato-elisavetinskij-monastyr-podderzhivayushhij-rossijskih-voennyh-torguet-svoimi-tovarami-v-polshe
Отправить ответ